Старобельский краеведческий музей (филиал Луганского краеведческого музея) представил онлайн выставку «История Первомая в открытках».
В конце XIX века в американском городе Чикаго произошли кровавые стычки рабочих и местной полиции. Пролетариат того времени требовал ввести восьмичасовой рабочий день вместо пятнадцатичасового и повысить оплату труда. 1 мая 1886 года коллектив одного из предприятий устроил митинг, в ход которого вмешалась полиция. Возникла потасовка, и шестеро рабочих были убиты. Смерть неповинных людей спровоцировала еще более жесткие столкновения, появились жертвы с обеих сторон. В итоге полиции удалось подавить сопротивление, и вслед за ним последовало суровое наказание: восемь рабочих были казнены, трое — отправлены на каторгу. В память об этих событиях в 1889 г. Конгресс II Интернационала объявил 1 мая днём солидарности трудящихся всего мира.
В СССР 1 мая отмечали широко. В памяти людей советской эпохи – военные парады, демонстрации, митинги, концерты, многокилометровые колонны шествующих с транспарантами, поздравления передовиков производства, смотры достижений народного хозяйства. Люди желали друг другу здоровья, весеннего настроения, успехов в труде и счастья в личной жизни, обменивались поздравительными почтовыми открытками. Некоторые из советских граждан на праздник отправляли до сотни открыток. Историю празднования Первомая можно проследить по сюжетам открыток.
В 1917 году, после февральской революции первое мая стали отмечать легально. Тогда же появились первые открытки, посвященные празднику, например, графическая работа Льва Петухова.
2 июля 1918 года в СССР утвердили первую советскую почтовую карточку. Первоначально открытки рисовались в плакатном стиле. Они были своего рода листовками, призывающими покончить с буржуазией и её представителями. Одним из первых авторов открыток стал Дмитрий Моор (Орлов) — создатель знаменитого плаката: «Ты записался добровольцем?». Плакатный стиль первомайских открыток, призывающий к уничтожению буржуев, постепенно стал меняться на романтический – буржуи больше не представляли опасности для молодого советского государства.
(1925 г.)
В довоенные годы на открытках доминирует личность Сталина.
(1938 г.)
Постепенно в первомайских открытках начинает появляться тема надвигающейся войны.
(1938 г.)
В период Великой Отечественной войны выпускались открытки с военной героической тематикой. На них демонстрировались наиболее актуальные призывы, которые поднимали боевой дух солдат. Сюжетами становились эпизоды сражений, призывы к ударному труду в тылу. Появляется образ солдата-освободителя.
В эти годы выпускались открытки, предназначенные для отправки на фронт бойцам от родных.
В годы войны на открытках помещали карикатуры, плакаты, боевые песни, документальные фотоколлажи.
Уже в послевоенные годы мы видим совсем иное оформление открыток. На первый план в сюжетах открыток выходят радостные упитанные дети как символ светлого будущего, молодые семьи, цветы и плодовые деревья.
Такие изменения связаны с тем, что после окончания Великой Отечественной войны ценность семьи и самой человеческой жизни преобладает в обществе. Праздники имеют особое значение после долгих лет страданий и страха.
Отдельное место также занимала тема братства народов.
В 1950-е гг. поздравительные первомайские открытки стали выпускать значительными тиражами.
В 1960–1980-х гг. производство первомайских открыток приобрело массовый характер.
У открыток 60-х своя стилистика. Они лаконичнее, сдержанней.
Изготавливались как рисованные открытки,
так и фото открытки,
горизонтальные открытки,
вертикальные открытки.
В 1970–1980-х гг. на открытках преобладала весенняя символика: ветки цветущих яблонь, цветы сирени, которая стала одним из символов Первомая, весенний лес, солнце. Если на открытке не было первомайских «политических» символов, и изображались только весенние цветы, обычно ставилась надпись: «С праздником 1 Мая!».
Один из символов праздника – «Древо мира» олицетворяло пробуждение природы, возрождение жизни, плодородие и здоровье. Голубь с распахнутыми крыльями символизировал мир и свободу человеческой сущности.
В 70 – х годах в дизайне первомайских открыток мы видим становление нового стиля – коллажа.
Так художник И. Дергилев сначала изобразил памятник «Рабочий и колхозница», а затем вручную наложил ветку вишневого дерева и сфотографировал.
Первомайский праздник в нашей стране за последнее столетие несколько раз менял свое название:День Интернационала, День международной солидарности трудящихся (с 1972 года), Праздник Весны и Труда (с 1992 года).С годами менялись сюжеты и стили открыток, отражая основные этапы развития страны.
Сегодня Первомай – по-прежнему воспринимается как значимый праздник, который в сознании людей сочетает чувство весеннего настроения и душевного подъема.