Нежный и лиричный, яркий и праздничный, самобытный, с истинно русским «лицом» – так ценители характеризуют кузнецовский фарфор. Даже по фото несложно убедиться в исключительном качестве изделий, где виртуозность исполнения сочетается с функциональностью и разнообразием стилевых решений. Мы познакомимся с историей самой, пожалуй, известной «фарфоровой империии» России кон.XIX – нач.ХХвв.
Династия крупнейших российских производителей фарфора началась с крестьянина-старообрядца Якова Васильевича Кузнецова, который основал фарфоровое производство в районе Гжели в 1812г. Сын и внуки продолжили его дело. А основателем «Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С.Кузнецова» с основным капиталом 5 001000руб. в 1889г. стал его правнук Матвей Сидорович Кузнецов.
Правление товарищества находилось в Москве. В него вошли заводы: Дулёвский, Рижский, Новгородский, Тверской (бывший Ауэрбаха, приобретенный в 1870г.), Будянский (1887г.) и Славянский (1892–1915 гг.) в Харьковской губернии, Дмитровский (бывший Гарднера, приобретенный в 1891–1892гг.), Рыбинский, Конаковский и Песочинский. Крупнейшим среди них было предприятие в Дулёве. Продукция завода считалась одной из лучших в России благодаря использованию сырья высшего качества, его специальной обработке, применению при обжиге сухого топлива – торфа, высокой технической оснащенности.
К 1898г. «Товарищество» стало крупнейшим в Европе, а в нач.XXвека на его фабриках производилось около 2/3 российского фарфора. В 1902г. Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Грандиозный рост выпуска изделий сопровождался постоянным совершенствованием производства и внедрением на заводах последних технологических достижений. У Кузнецова впервые стали использовать механический декор – рисунок, нанесенный штампом при помощи трафарета, декалькоманию – многоцветную печать, имитирующую ручную роспись. Часто механический декор дописывали в ручную, и это сочетание вносило особую легкость и яркость в рисунок.
Модернизация не умаляла роли художественности в производстве фарфора и фаянса. Роспись на изделиях выполняли художники Поленовы, И.А.Остроухов, М.А.Врубель. Разработкой новой продукции занимались В.М.Васнецов, Ф.О.Шехтель. Молодые художники – стипендиаты Кузнецова обучались в Строгановском училище.
Продукция «Товарищества» реализовывалась через торговые дома, которые работали во многих крупнейших городах России: Москве, Петербурге, Риге, Одессе, Харькове, Варшаве, Киеве, Ростове-на-Дону и др. Изделия предприятий выставлялась и продавалась на всех крупных ярмарках России: Нижегородской, Ярославской, Вологодской и др. Затем их товары появились и на зарубежных рынках – в Средней Азии, Персии, Турции, Румынии. Приказчики изучали вкусы покупателей и быстро вносили изменения в ассортимент, увеличивая или приостанавливая выпуск того или иного товара, корректировали цены, устанавливали скидки. Это давало возможность удовлетворить спрос самых различных слоев населения и зарубежных покупателей.
Об ассортименте выпускаемой заводами товарищества Кузнецова продукции мы поговорим в следующий раз. Многие образцы ее собраны в Луганском краеведческом музее и любой желающий может полюбоваться на чашки и блюдца «от Кузнецова».
Дулевский фарфоровый завод, 1832г.
Фарфоровый завод в Будах, 1887г.
В цехе фарфорового завода Кузнецова, кон. XIXв.
Комментарии 1