В Донбасской оборонительной операции принимали участие железнодорожные войска, в том числе особый бронепоезд № 2 «За Родину!». Его строительство было начато на Брянском машиностроительном заводе им. Красного Профинтерна.
13 августа недостроенная боевая часть бронепоезда была эвакуирована в Ворошиловград на паровозостроительный завод имени Октябрьской Революции.
23 октября 1941 г., укомплектованный добровольцами-машиностроителями Брянска и Ворошиловграда, особый бронепоезд № 2 «За Родину!» вышел из ворот завода и направился в свой первый бой на участке обороны 12-й армии Южного фронта в районе Дебальцево. Командовал бронепоездом капитан Аким Леонтьевич Бондаренко.
Фашисты охотились на бронепоезд с помощью своих бомбардировщиков. 15 июля 1942 г. немецкое командование бросило на атаку бронепоезда 50 самолетов, каждый из которых совершил по два вылета. Бронепоезд был уничтожен.
1. Бронепоезд № 2 «За Родину!».
2. Комиссар А.Н. Енин и командир бронепоезда № 2 «За Родину!» А.В. Бондаренко.
3. Бойцы бронепоезда № 2 «За Родину!» перед отправкой на фронт. 1941 г.
4. Рабочие Ворошиловградского паровозостроительного завода имени Октябрьской революции провожают бронепоезд № 2 «За Родину!» на фронт. Октябрь, 1941 г.
5. Командир бронепоезда № 2 «За Родину!» А.В. Бондаренко.
6. Комиссар бронепоезда № 2 «За Родину!» А.Н. Енин.
7. Парторг бронепоезда № 2 «За Родину!» П.В. Квитковский.
8. Удостоверение П.В. Квитковского.
9. Командир артплощадки бронепоезда № 2 «За Родину!» капитан И.Е. Горошенко.
10. Командир орудия бронепоезда № 2 «За Родину!» В.И. Владимиров производит наводку орудий.
11. Бронеплатформа со 107-мм пушкой, образца 1910–1930 гг., на тумбовой установке.
12. П.В. Квитковкский, Г.П. Кулиничев, Саранча внутри бронеплощадки бронепоезда № 2 «За Родину!».
13. Зенитчики бронепоезда № 2 «За Родину!» ведут огонь по немецко-фашистским самолётам. 1942 г.
14. Памятник погибшим бойцам бронепоезда № 2 «За Родину!» у станции Голубовка.