Жизнь Луганска, 2017. – № 23
(1429). – С. 21
Основатель паровозостроительного завода
в Луганске
(К 175-летию со
дня рождения Густава Гартмана)
Промышленные дела, которые вел Густав Гартман,
неоднократно приводили его в Российскую империю. В итоге, изучив состояние
российской экономики, а также поняв, какие перспективы создаст промышленный
подъем конца XIX в., в частности, интенсивное
железнодорожное строительство, германский промышленник решил построить на свои
средства завод, который производил бы железнодорожный транспорт. Российское
правительство, в том числе и министр финансов С.Ю. Витте, стремившееся к
максимальному привлечению иностранного капитала, одобрили такое предложение.
В 1895 г. Густав Гартман, вместе с компаньоном –
петербургским финансистом И. Гольдштандтом, приобрели участок в Луганске,
вблизи реки Лугань, для строительства завода. Об этом было напечатано в «Горнозаводском
листке» за 1895 год.
Одновременно Густав Гартман и И. Гольдштандт
разработали устав акционерного общества и подали его на рассмотрение царскому
правительству. Но почему завод намеревались строить именно в Луганске? Ответ на
данный вопрос обнаруживается почти сразу: именно здесь имелась сырьевая база
для производства, пути сообщений, а также рабочая сила. После того, как в устав
были внесены коррективы по-поводу строительства будущего завода и его
рассмотрели в Комитете Министров, 3 мая 1896 г. самолично император Николай II утвердил
указ. Эта дата начинает историю Луганского паровозостроительного завода.
После этого Густав Гартман не повременил провести
первое собрание акционеров, на котором было избрано правление. Сам Гартман
выступил Председателем Правления, брал на себя руководство важнейшими
техническими вопросами. На И. Гольдштандта возлагались все финансовые
дела.
В соответствии с уставом акционерного общества основной
его капитал составлял 4 млн. руб. золотом, который разделили на
40 тыс. акций стоимостью 100 руб. Впоследствии капитал общества был
увеличен до 6 млн. руб. и разделен на 60 тыс. акций стоимостью
100 руб., а затем доведен до 9 млн. руб. Все акции были разделены
между членами правления, среди которых, помимо самого Гартмана, было много
иностранцев. Центр управления РОМЗГ на то время находился в Петербурге, откуда
осуществлялся процесс управления заводом.
После утверждения устава РОМЗГ и создания правления,
начались масштабные работы по строительству завода в Луганске. Строительство
завода проходило быстрыми темпами. На протяжении 1897–1900 гг. в строй
были введены: электростанция, котельный, мартеновский, меднолитейный,
паровозомеханический, прокатный, сталелитейный, трубный, чугунолитейный цехи,
паровая кузнеца. Затем, в течении 1908–1911 гг., на заводе Гартмана была
произведена реконструкция – замена устаревшего оборудования, строительство
новых отделов и расширение уже существующих.
Еще до окончания строительства, 9 ноября 1898 г.,
между заводом и Управлением железных дорог, был заключен контракт на поставку
240 паровозов с оговоркой увеличения количества до 360 ед.
Спустя два года, в 1900 г., из заводских стен
вышел первый товарный паровоз типа 0‑4‑0, серии «Од», мощностью
560 л.с. (позже – «Ов») Проект паровоза был разработан
Владикавказской железной дорогой, в котором принимал участие луганский инженер
В.И. Лопушинский.
Неизвестный историк вспоминал об этом событии: «29 мая
1900 г. первый паровоз прошел испытания. Служили молебен. Присутствовал
сам Гартман. Был устроен банкет…».
В следующем – 1901 г., завод начал выпуск пассажирских
паровозов типа 2‑3‑0, серии «Ав». С 1903-го и до революционных событий
1917 года на Луганском паровозостроительном заводе шел выпуск паровозов серий: «А»
(«Б»), «Нв», «Щ», «С», «Э» и танков-паровозов в годы Первой мировой
войны.
Производственные показатели завода в дореволюционный
период отражает следующий факт: в среднем за месяц на предприятии выпускали до
20 паровозов, поэтому уже к 1905 г. Луганский завод стал соперничать со
старейшими паровозостроительными заводами: Брянским, Коломенским, Сормовским и
Харьковским.
В дореволюционное время завод Гартмана производил не
только паровозы, но и баки, бочки для хранения пороха, вагонные оси, землесосы,
корпуса корабельных турбин, котлы, металлические конструкции для мостов,
огнеупорный кирпич, оснащения для химической промышленности, подъемники,
паровые оси, поковки, различные машины, механизмы, рессоры, секции отопительных
батарей, смесители, стационарные машины для нефтепромышленности, топки,
трубопроводы и трубы, цистерны, чаны, чугунные снаряды, шаровые шарниры для
нефтепроводов, шахтные копры, а также другую продукцию. На заводе практиковали
медное и чугунное литье.
Ситуация на предприятии сильно ухудшилась в 1907 г.
Это время совпало с экономическим кризисом, отразившемся на деятельности
завода: резко снизились заказы на выпуск паровозов, вследствие чего завод едва
не остановился. Обеспокоенный Густав Гартман, находившийся в Дрездене, 7 апреля
1908 г. прислал правлению РОМЗГ письмо, в котором объявил о выходе из его
состава.
Немецкого промышленника Густава Гартмана по праву
можно называть основателем паровозостроительного дела и первого
паровозостроительного завода Луганска, ставшего в начале XX в. крупнейшим предприятием в своей отрасли. В одной из
английских статей под заголовком «Образцовый паровозный завод» сообщалось, что завод
Гартмана в Луганске можно считать образцовым заводом и поставить вровень с
ведущими паровозостроительными предприятиям Европы и Америки. Современники дали
высокую оценку деятельности Гартмана в промышленном развитии Луганска,
справедливо отметив, что «он проявил единство выдающегося организаторского
таланта и исключительного понимания техники, помноженного на смелую решимость и
блестящий талант финансиста. Этот завод – блестяще удавшееся дело его жизни».
А.В. Кожушко,
младший научный сотрудник
отдела истории дооктябрьского периода
Луганского краеведческого музея
Комментарии 2