Марка Кузнецовского фарфора – одна из самых узнаваемых в России, а фигура русского коммерсанта Матвея Сидоровича Кузнецова, основателя «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», играет важную роль в истории развития отечественной фарфоровой промышленности. Будучи талантливым предпринимателем и искусным маркетологом, Матвей Кузнецов создал свою фарфоровую империю, расширил и укрепил доставшееся ему по наследству производство, вывел его на европейский уровень.
Ручная роспись – неоспоримое достоинство, повышающее стоимость продукции. Кузнецовы сотрудничали с профессиональными художниками для выставочных образцов или оформление изделий для высочайших особ. Для массового потребителя кофейные и чайные сервизы, супницы, селёдочницы расписывали крестьяне и ремесленники не имеющие образования. Цена вручную разрисованных молочников и соусников в те годы была по карману простому горожанину. Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу XIX века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и декалькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки .
С небьющейся посудой Кузнецовские мануфактуры вышли на рынок ещё в 1910 году. Тогда впервые французская фирма «Фор» выпустила автоматы для формовки кофейных и чайных чашек с толстыми небьющимися стенками. Кузнецов тут же закупил партию этих автоматов и установил в Дулёво, потом в Гжели. Точно так же быстро перенял Кузнецов другую новинку – переводные картинки вместо рисунка на фарфоре. Он наладил производство собственных переводных картинок и наводнил посудой с ними полмира. Заводы выпускали ассортимент, позволявший войти в каждый дом: крестьянам предназначался товар дешевый, не очень броский, горожане скупали сервизы средней цены, но по росписи похожие на дорогие «дворянские». Для богатых купцов предложили посуду, покрытую изнутри сплошь золотом – «золотое нутро», или наполовину – «полунутро». Выпускалась посуда «трактирная», для ресторанов. В 1913 году завод выпустил около 11 млн. фаянсовых изделий.
Со временем производство фарфора в Кузнецовской мануфактуре стало разнообразным и многообразным. Здесь изготавливались не только посуда, но и украшения, фигурки, статуэтки и другие предметы интерьера. Кузнецовский фарфор был экспортирован во многие страны мира и получил заслуженное признание на международной арене.